1 Общие положения
1.1 Настоящий Кодекс этики медицинского работника (далее - Кодекс) является сводом этических норм и правил поведения, которыми рекомендовано руководствоваться медицинским работникам Государственного коммунального Центра на праве хозяйственного ведения «Городской кардиологический центр» Управления здравоохранения города Алматы (далее – предприятие/ГКЦ/Центр) при выполнении должностных обязанностей
1.2 Положения Кодекса распространяются на всех медицинских работников ГКЦ и разработан согласно Кодексу РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»

2 Основная часть
2.1. Этический кодекс работников здравоохранения определяет моральную ответственность медицинских работников за свою деятельность перед гражданами и обществом в целом
2.2. В своей деятельности работники здравоохранения должны руководствоваться следующими моральными и этическими принципами:
-руководствоваться настоящим кодексом и Кодеком РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»
-способствовать укреплению здоровья граждан РК
- принимать решения исключительно в интересах пациента;
- не допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание медицинского и фармацевтического работника Республики Казахстан;
-добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности;
-непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания;
- не допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения;
- неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину;
-бережно относиться и эффективно использовать имущество организаций здравоохранения;
-противостоять проявлениям коррупции;
- не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
- личным примером способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
-не допускать и пресекать факты нарушения норм Кодекса чести со стороны других медицинских и фармацевтических работников;
- соблюдать установленную форму одежды в период исполнения своих служебных обязанностей.

3. В отношениях с пациентами медицинские и фармацевтические работники должны:
1) уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается;
3) постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;
4) способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства;
5) не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
6) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
7) разъяснять принципы солидарной ответственности за охрану собственного здоровья.
4. В отношениях с коллегами медицинские и фармацевтические работники должны:
1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
2) не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента;
3) не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника;
4) приумножать традиции и достижения казахстанской медицины.
5. Соблюдение медицинскими работниками Кодекса чести является их профессиональным долгом.

В отношениях с пациентами работники здравоохранения должны:
1) уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается;
3) постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;
4) способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства;
5) не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
6) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.

В отношениях с коллегами работники здравоохранения должны:
1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
2) не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента;
3) не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника;
4) приумножать традиции и достижения казахстанской медицины.

Работник здравоохранения должен прилагать все усилия, в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, делу охраны здоровья граждан, обеспечению качества оказываемой им помощи на самом высоком уровне.

Работник здравоохранения обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.
Работник здравоохранения несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов.
Моральная обязанность работника здравоохранения соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные. Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Учитывая роль медицинского и социального работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.

2.2 Обязанности и права

2.2.1 Медицинские работники Центра обязаны:

2.2.1.1 надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности, уважительно и гуманно относиться к пациентам, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии;

2.2.1.2 содействовать профилактике заболеваний и укреплению здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь;

2.2.1.3 оказывать неотложную медицинскую помощь населению в экстренных случаях;

2.2.1.4.проводить работу по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения;

2.2.1.5. соблюдать Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников, хранить врачебную тайну, не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан;

2.2.1.6. непрерывно развивать и повышать свой профессиональный уровень, в том числе путем прохождения повышения квалификации каждые пять лет;

2.2.1.7. привлекать в необходимых случаях для консультации специалистов другого профиля или более высокой квалификации.

2.2.1.8. Не допускается при исполнении профессиональных обязанностей совершение медицинскими и фармацевтическими работниками каких-либо действий (бездействия) по их религиозным убеждениям, а равно проведение (совершение) ими религиозных обрядов и церемоний, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью физических лиц.

2.2.2 Медицинские работники Центра имеют право на:

2.2.2.1. обеспечение необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

2.2.2.2. повышение квалификационного уровня за счет бюджетных средств неменее одного раза в пять лет;

2.2.2.3. переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работника в связи с сокращением численности штата или ликвидации Центра;

2.2.2.4. возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей;

2.2.2.5. поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне;

2.2.2.6. защиту своей профессиональной чести и достоинства;

2.3 Сохранение врачебной тайны

2.3.1. Врачебная тайна-информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну.

2.3.2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»

2.3.3. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим физическим и (или) юридическим лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях.

2.3.4. Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови и ее компонентов;
3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;
4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей;
5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных деяний.

2.3.5. Не допускаются без разрешения физических лиц (пациентов) сбор и обработка персональных данных, касающихся их частной жизни, для формирования электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов.

2.3.6. Не допускается подключение электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), к сетям телекоммуникаций, связывающим их с другими базами данных, без разрешения физических лиц (пациентов) при использовании персональных данных, касающихся их частной жизни, кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов, а также запросами правоохранительных, специальных государственных и иных органов по предоставлению информации в форме электронного документа, составляющей врачебную тайну, о состоянии на диспансерных учетах лиц, страдающих опасными для общества расстройствами и заболеваниями, включая стойкие нарушения психики, алкогольную, наркотическую и иные виды зависимости, склонность к совершению агрессии и насильственных действий.

2.4 Ответственность

2.4.1. Действие этического кодекса

2.4.2.Настоящий кодекс действует в пределах ГКЦ и имеет обязательную силу для работников.

2.4.3. Ответственность работника организации.

2.4.3.1. Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется комиссией Дисциплинарного совета.
2.4.3.2. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством РК.

2.4.3.3.. За незаконный сбор и обработку персональных данных, касающихся частной жизни физических лиц (пациентов), должностные лица несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

3 Пересмотр, внесение изменений, хранение и рассылка

3.1. Право пересмотра Этического кодекса и толкования его положений принадлежит Дисциплинарному совету ГКП на ПХВ «Городской кардиологический центр»

3.2. Оригинал настоящего Кодекса хранится у менеджера по качеству

3.3 Сканированная версия настоящего положения размещается на серверном компьютере предприятия в папке общего доступа.

3.4 Учтенные печатные копии настоящего Кодекса рассылаются, при необходимости